Тема «Истина и её критерии»
Агностицизм. Критерии истины
для эмпириков и рационалистов.
Абсолютная и относительная
истина.
В истории философии существовали различные определения
понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это
соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой
истины является наличие в ней объективной
и субъективной стороны. Объективная
сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас
не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот
факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении
в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в
котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину
абсолютную и истину
относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и
навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в
реальности подобное
практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело
с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,
ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает
человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид
познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму
практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики
существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику (например, выявление логических
противоречий в математических рассуждениях).
Принято выделять истину
абсолютную и истину относительную.
Абсолютной истиной называют полное,
неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо
явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В
большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное,
ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает
человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид
познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму
практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики
существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда
нет возможности опереться на практику (например, выявление логических
противоречий в математических рассуждениях). Д/З §6
вопр.1-9(у), задание 1.Далее представлен фрагмент из книги Святителя
Луки (Войно-Ясенецкого) «Наука и религия». Проанализируйте этот фрагмент. К
какому философскому направлению можно отнести эти представления? Согласны ли вы
с ними?
…Мы можем познать разумом лишь внешний факт, а не вещь
в себе. Весь мир, поскольку он связан с пространством и временем, объективно
непознаваем, потому что время и пространство суть лишь субъективные формы
нашего сознания, которые мы приписываем миру. Отсюда изречение: "Мир - это
я". Психология познания еще точнее уясняет субъективность наших ощущений,
восприятий и представлений. Воспринимаемые нами цвет, температура, вкус не
существуют вне нашего познания сами по себе (обратное признание в психологии
называется наивным реализмом). Даже материю мы не можем познать, как она есть,
потому что ее специфические свойства - масса, плотность и тяжесть -
субъективны.
Вообще, мы не видим
предметы, как они есть, а усматриваем их согласно личному углу зрения, из
которого их наблюдаем. Тем более мы не можем постигнуть своими
научно-познавательными способностями то, что за вещами, то есть их сущности, а
еще более - Первосущность, то есть Бога. Уже потому наука не может отвергать
бытие Бога, ибо эта тема лежит вне ее компетенции, как и вся область сущностей.
|